» » Оснащение штекерного удилища

Оснащение штекерного удилища

Штекерное удилище перед использованием необходимо оборудовать одним из основных элементов снасти - резиновым амортизатором. Дело это не хитрое, но от него часто зависит успех всей рыбалки. И чтобы сделать эту работу быстро и качественно, рассмотрим все по порядку. Оснащение штекерного удилища

Самый главный элемент амортизатора - специальный резиновый жгут (эластик). Он изготовлен из материала, имеющего большой коэффициент растяжения (до 500-700%) и в то же время весьма упругого: с растяжением амортизатора нагрузка растет плавно и довольно интенсивно. Именно это свойство амортизатора позволяет уверенно вываживать рыбу.

Основными характеристиками резинового амортизатора являются его диаметр в нерастянутом состоянии и соответствующий ему номер по общепринятой классификации. Самой тонкой резиной будет № 1, диаметром 0,5 мм - для сверхделикатной ловли мелкой рыбы; самая мощная - № 20, диаметром 2,5 мм - подходит для вываживания крупных карпов по 8-10 кг. Говорят, что создан еще более толстый эластик - для трофейной ловли штекером.



Выбирают эластичную резину для оснащения удилища в зависимости от предполагаемого размера добычи. Поначалу это бывает затруднительно, но с опытом такая задача решается все быстрее и точнее. Тонкая резина значительно вытягивается даже при относительно некрупной рыбе, делая ее вываживание плохо управляемым. А это уменьшает скорость ловли, но в то же время позволяет применять тончайшие лески и дает минимальный процент схода рыбы.
Применение же чрезмерно толстого эластика ведет к увеличению числа сходов из-за недостаточной амортизации и даже к обрывам поводка. Особенно велико число сходов, если техника владения штекером невысока и рыболов допускает слабину лески при вываживании или откате удилища. Впрочем, опытные рыболовы иногда сознательно ставят заведомо более мощный амортизатор для тех случаев, когда требуется обеспечить максимальную скорость вы-важивания, чаще всего для скоростной ловли рыбы (например, на соревнованиях). Чтобы сориентироваться в выборе амортизатора, приведу примерное соотношение. Для ловли очень мелкой рыбы, 50-100 г, достаточно амортизатора № 2; если размер чуть больше (100-200 г) - № 3 или № 4; при более весомых экземплярах (до 500 г) - N: 5. Трофеи от 1 до 1,5 кг потребуют резины № 6,а более крупные - № 8. Эти соотношения верны для ловли плотвы, леща, карася в стоячей или слаботекущей воде. На мой взгляд, оптимальным для подмосковного региона является эластик № 5. Если рыбачат на достаточно сильном течении или изредка попадаются более крупные экземпляры, то размер амортизатора можно увеличить на 1 -2 номера, но даже для поимки крупного леща или язя вряд ли есть необходимость в резине более № 10. Оснащение штекерного удилища


Амортизатор № 10 и выше ставится при ловле крупной и сильной рыбы - в первую очередь карпа, а также толстолобика, амура, усача. Применение резины свыше N° Стребует специальных, усиленных удилищ - так называемых карповых. Причем при выборе амортизатора приходится учитывать не только размер рыбы, но еще ее силу и упорство. Известно, что, например, карп в разных водоемах оказывает разное сопротивление и наиболее отчаянно борются за свою жизнь экземпляры, уже побывавшие на крючке. Кроме того, на выбор амортизатора влияют глубина ловли, наличие или отсутствие подводных и надводных препятствий и т.д. Все эти нюансы иногда бывает трудно учесть даже опытным рыболовам, поэтому хорошо, если есть возможность подкорректировать свой выбор на водоеме. Помогут в этом киты, оснащенные более толстой (как правило) или тонкой резиной. Тем не менее для рыбалки в Подмосковье мне не приходилось применять амортизатор более № 16 - карпов до 3,5 кг удается вытащить без проблем (запас, и очень хороший, еще есть), а мелкие, до 1 кг, буквально вылетают из воды, так как не в силах оказать должного сопротивления.
Еще одна важная деталь при выборе резины - ее прочность на разрыв. Она ни в коем случае не должна быть менее, чем прочность поводка. В противном случае при любом зацепе есть риск оборвать амортизатор, лишившись тем самым всей оснастки, в том числе и поплавка. Лучше, если запас прочности составляет около 50% - это почти всегда страхует от обрыва резины, даже с учетом неизбежного ее старения и потери прочности на узлах. Для обеспечения максимальной эффективности работы амортизатора в зависимости от его толщины оснащается соответствующее число секций топ-кита: от одной до трех и даже четырех.


Наглядным подтверждением этого правила стало мое первое боевое крещение на международном уровне - клубном чемпионате мира в 1999 г. Отчасти из-за недостатка информации (обещали ловлю некрупных карпов), отчасти из-за невозможности приобретения необходимых аксессуаров на месте (маленький городок, точнее деревня, в Португалии, где проводился чемпионат, - не самое продвинутое с точки зрения рыбалки место) привели к тому, что все мои топ-киты были оснащены «правильной» резиной, но только в два колена. Местные карпы, быстро вырастающие в теплых водах до 1,5-2 кг, мгновенно вытягивали весь запас резины, и дальнейшее перетягивание (кто кого), увы, чаще было не в мою пользу. Мне же оставалось смотреть, как соседи с правильно смонтированными амортизаторами (в три колена) справлялись с карпами куда увереннее. Впрочем, во время соревнований эта проблема решилась сама собой - по жеребьевке мне достался сектор, в котором из-за особенностей берега - промытой ручьем впадины - ловить штекером было нецелесообразно. В этот сектор я попал во втором туре. И во время соревнований ловил дальним забросом, что, наверное, и позволило мне выступить вполне успешно. Еще один элемент оснастки - тефлоновая (фторопластовая) втулка, надеваемая на хлыст. Основное ее предназначение - уберечь нежную резину от контакта с острыми краями хлыста и облегчить скольжение. Диаметр втулки подбирается исходя из диаметра эластика - он должен совершенно свободно, с некоторым зазором проходить в отверстие втулки. Другой параметр - посадочный диаметр втулки -обычно указывается на упаковке и служит ориентиром, где необходимо отрезать хлыст удочки под данную втулку. Довольно распространенная ошибка (особенно у начинающих осваивать штекер) -подбор втулки слишком маленького диаметра. Мало того что резина в ней ходит с трудом, она еще и дополнительно застревает в хлысте удочки, обрезанном под эту втулку, в намокшем же состоянии амортизатор вообще перестает работать. Тогда стоит увеличить диаметр втулки.Оснащение штекерного удилища


В удилище резина крепится к специальному стопору - внутреннему конусу. Конструкция стопоров весьма разнообразна: от простых, в виде пустотелого конуса, обрезаемого под необходимый диаметр, до конусных мотовилец, на которые наматывается запас резины. Мне же нравится стопор от фирмы Stonfo - с ее помощью легко регулировать предварительное натяжение резины и во время рыбалки. Для тонкого амортизатора (№ 1-2) есть миниатюрные втулочки, крепящие эластик в хлысте, а для толстого (№ 18-20) - конусы даже в 4 колено удилища. Длина резины при этом - до 3,5 м, а в растянутом состоянии - свыше 20 м. Никакая катушка не нужна! Последний элемент амортизатора - соединитель резины и лески, коннектор; форма его традиционна и различия только в размерах. Без него вполне можно обойтись - надо лишь сложить резину вдвое-втрое, завязать обычным узлом и коротко (оставив 2-3 мм) обрезать. За получившийся «паучок» леску захлестывают петлей. Тем не менее я обязательно ставлю коннектор, причем яркого цвета - он служит сигнализатором степени растяжения, что не всегда хорошо видно при вываживании рыбы. Это особенно полезно при ловле крупной рыбы и помогает более точно дозировать усилие и направление вываживания. Периодически коннекэлементы амортизатора и инструменты: алмазный надфиль, ножницы, специальный металлический тросик с петлей для протягивания резины через хлыст и тюбик суперклея.

На рыбалке желательно иметь еще средство для смазывания резины - его следует применять во всех случаях больших нагрузок на амортизатор, оно также улучшает работу намокшей резины. Составы от разных фирм примерно равноценны, но мне больше нравится, предложенная фирмой Milo - эта эмульсия обеспечивает лучшее скольжение резины. Однако от любого состава хлыст желательно периодически промывать водой - высыхая, он может даже ухудшить работу амортизатора. Предостерегу и от использования других веществ, от которых резина может разбухнуть настолько, что превратится в замазку, безнадежно портящую хлыст. Да и экономить на фирменном средстве нецелесообразно - стоит недорого, а хватит на несколько сезонов. Чтобы оснастить удочку амортизатором, понадобятся элементы амортизатора и инструменты: алмазный надфиль, ножницы, специальный металлический тросик с петлей для протягивания резины через хлыст и тюбик суперклея.

Дата размещения: 15-09-2011, 11:53

Раздел: Поплавочная ловля

Рекомендуем посмотреть:

  • Новая конструкция съемного грузила для спиннинга
    Прежде всего в том, что основная, крепежная, его часть не выступает наружу, как раньше, а заключена внутри, в специальном продольном отверстии. Грузило стало компактнее, аккуратнее. Проще стала крепежная часть лески. На нее достаточно надеть ...

  • Штекер «Волжанка»
    По опыту рыболовов-спортсменов как в нашей стране, так и за рубежом, ловля рыбы штекерным удилищем - один из самых уловистых способов. Однако среди большей части российских рыболовов-любителей штекерная ловля до сих пор не получила сколько-нибудь ...

  • Резиновый амортизатор для ловли крупных нехищных рыб
    Резиновый амортизатор необходим при ловле со штекером крупных нехищных рыб. С его помощью при вываживании удается уверенно извлекать из воды даже сильных бойцов. Про две проверенные оснастки с резиновым амортизатором рассказывает эксперт Ян ван ...

  • Чемпионат мира по ловле поплавочной удочкой
    Очередной чемпионат мира по ловле поплавочной удочкой, еще не начавшись, заинтриговал многих. Тренер сборной Англии заявил, что его команда едет на чемпионат только за победой.Такие заявления на пустом месте не делаются, но с трудом верилось, что ...

  • Плоские поплавки
    Плоские поплавки занимают на сегодняшний день прочное место в рыболовных ящиках спортсменов-поплавочников. При правильном использовании они почти не имеют себе равных. Бельгийский рыболов-спортсмен Юрген Маенхаут рассказывает об особенностях ловли ...

  • Жесткие удары мягкой "резины"
    Джеркбейты среди любителей ловли хищных рыб невероятно популярны. Много прекрасных щук попадается на эти рывкообразно проводимые воблеры без лопасти. Но все же жесткие приманки имеют существенный недостаток: при поклевке хищник сразу же распознает, ...
Комментарии:
Оставить комментарий
логин: пароль: